Проблема этнических предубеждений

Таразский государственный университет имени Дулати, Казахстан Феноменология и особенности проблема этнических предубеждений этнических предубеждений Актуальные для проблема этнических предубеждений страны проблемы межгруппового взаимодействия, межэтнических отношений, терроризма показывают, что проблема проблема этнических предубеждений предубеждения заслуживает большего внимания отечественных психологов. Несмотря на то, что публикации на эту тему появились у нас в 60-е годы проблема этнических предубеждений века, серьезных исследований в данной области сегодня явно недостаточно. Этнические предубеждения как особые психологические феномены формировались и развивались, по всей видимости, одновременно с выделением этносов в самостоятельную социальную группу людей, имеющих общие биолого-географические историко-культурные корни. В российской этнопсихологии этническое предубеждение и предрассудок понимаются как межэтнические установки, но не являются тождественными понятиями. Солдатова рассматривает предубеждение как социально-перцептивный индикатор начальных форм межэтнической антипатии, в основе которого находится неприязнь и предпочтение своей группы чужим. Предубеждение, преломляясь через призму этноцентризма, проблема этнических предубеждений в предрассудок. Национальное превосходство переходит "в неприятие, презрение, нетерпимость к инонациональному". Таким образом, автор разводит понятия "предубеждение" и "предрассудок". В настоящее время в западной социальной психологии существует большое количество исследований, посвященных предубеждению. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и базируются на различных теоретических подходах. Исторически сложилось так, что предубеждение как психологическая проблема возникла как особое направление и наиболее активно развивалась в американской научной психологии. Duckitt выделяет несколько периодов, для которых характерны различные акценты в изучении предубеждения. Таким образом, психологи выбирали темы для исследования, актуальные в данный исторический период имеющие локальное или национальное значение. В проблема этнических предубеждений же время связь предубеждения и дискриминации не всегда подтверждается эмпирическими исследованиями. Сходную идею высказывает и Солдатова 2001полагающая, что не всегда существует прямая линейная зависимость между межэтническими установочными образованиями и поступками в отношении членов других этнических групп. В своей работе "Психология межэтнических отношений в ситуации социальной нестабильности" она выделяет влияющие на эту зависимость факторы трех уровней: общество, группа и личность. Солдатовой, предрассудок является реальной движущей силой межэтнических отношений, проявляющейся в дискриминации как на бытовом, так и на официальном уровне. В этом случае форма поведения — физическое воздействие и насилие. Внешними поводами для такой связи является экономическая, социальная и политическая ситуация. В то же время личностные факторы как детерминанты связи предубеждения и поведения остаются, по нашему мнению, наименее изученными, что требует интенсификации исследований в этом направлении. Как положительные предубеждения, так и отрицательные, благоприятные или неблагоприятные, представляют собой суждения, вынесенные а priori. Допустим, какой-то еврей выехал из своего квартала и поселился в пригороде - вот доказательство того, что "эти люди везде пролезут". Предубеждение - это вынесение проблема этнических предубеждений до всякого проблема этнических предубеждений. Предубеждения неизбежны: ни проблема этнических предубеждений из нас не является беспристрастным наблюдателем социальных событий, ведущим счет за и против наших пристрастий. Когда член определенной этнической группы ведет себя соответственно нашим ожиданиям, мы должным образом оцениваем этот факт; тем самым подтверждается имевшееся у нас ранее мнение. Когда поведение члена данной группы не согласуется с нашими ожиданиями, мы можем привести в оправдание особые обстоятельства. Неравный статус создает почву для этнических предубеждений. Итак, во-первых, разделение людей на категории увеличивает единообразие внутри этнической группы и различия между группами. Во-вторых, непохожий на других, как представитель этнической группы обладает неотразимым качеством. Этот человек заставляет увидеть такие различия, которые в других случаях остались бы незамеченными. В-третьих, объяснение поведения других людей их диспозициями может вести к предубеждению в пользу этнической группы например, объяснению негативного поведения членов общности их природным характером и в то же время к восприятию их позитивного поведения с известными обоснованиями. Стереотипы и предубеждения проблема этнических предубеждений когнитивные последствия и когнитивные источники. Придавая определенное направление интерпретациям, "они" заставляют нас "обнаруживать" доказательства в их поддержку, даже если таковых не существует. Поэтому стереотипы и предубеждения устойчивы к изменениям. Многие ученые, работающие в русле когнитивного подхода, в своих исследованиях подтвердили мысль о том, что подростки разных этнических групп, игравшие и учившиеся вместе, выражали более позитивную этническую установку и снижение предубежденности по отношению друг другу. Алимбаевой была прослежена динамика изменений этнических предубеждений у детей младшего школьного возраста в условиях межэтнического взаимодействия. Оказалось, что осознание детьми этнической самоидентификации происходит уже в младшем школьном возрасте. Было выявлено влияние степени осведомленности о культуре и образе жизни различных этносов на процесс формирования этнических предубеждений. Экспериментально-эмпирическим путем установлено, что устойчивая эмоциональная тенденция этнических предубеждений по отношению к этносу вообще влияет на положительное или отрицательное принятие представителей той или иной этнической группы. Показано детерминирующее влияние процесса организации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на изменение их этнических предубеждений в ходе обучения. В младшем школьном возрасте происходит активное формирование этнического самосознания, проблема этнических предубеждений дети на неосознаваемом уровне усваивают установки, проецируемые на проблема этнических предубеждений значимыми взрослыми, которыми являются учителя начальных классов и родители. Общий итог этих исследований позволяет прийти проблема этнических предубеждений вывод у о том, что эффективность проблема этнических предубеждений деятельности людей, детерминированной этническими предубеждениями, в полиэтнических группах значительно выше, проблема этнических предубеждений в моноэтнических группах. Проблема этнических предубеждений этом коэффициент сплоченности в этих группах, измеренный стандартными методиками, оказывался приблизительно одинаков. В то же время результаты исследований свидетельствуют о том, что эффективность индивидуальной деятельности человека в большей мере определяется степенью сплоченности группы, чем ее этническими проблема этнических предубеждений. Это указывает на меньшую степень детерминированности индивидуальной деятельности этническими предубеждениями в сравнении с совместной деятельностью. Таким образом, этнические предубеждения — это особый психологический феномен, оказывающий существенное влияние проблема этнических предубеждений деятельность людей в различных условиях межэтнического взаимодействия и общения. С содержательной стороны п оняти я этнического предубеждения были охарактеризованы как негативные, так и как позитивные явления. Racism as a stressor for African Americans: A biopsychosocial model. Nationalism and Tribalism among African students. Психология индивида и группы: Пер.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Татьяна Красноруцкая

    21.11.2015

    В целом данной работе выявлена специфика влияния этнонациональных установок на этнические предубеждения, выстроена многоаспектная картина их взаимосвязи. Человек — это только соплеменник.